Многие считают, что лидерами рождаются, а не становятся. Это не так. Более верен афоризм «Лидерству нельзя научить, ему можно только научиться». Значит, все-таки можно! Намного больше людей, чем считается, имеют потенциал стать хорошими организаторами.
Как и большинство навыков, лидерство требует времени, тренировки и работы над ошибками. Ключевое качество, которое делает людей лидерами – способность заботиться о других. Согласитесь, это не есть уникальное качество. Второе качество – чувство цели, миссии. Лидер намечает цель и указывает, куда двигаться. Вопрос в том, будут ли другие следовать за ним или преследовать его…
Миф 2. Лидер должен быть харизматичен
Да, многие лидеры харизматичны, т.е. обладают некими исключительными личными качествами и авторитетом. Однако при внимательном изучении оказывается, что большинство успешных руководителей – нет. Большинство из всемирно известных личностей имеют свои изъяны и проблемы.
Для лидера более важны социальные навыки, чем технические. Вас делает харизматичным и обаятельным ваше дело и миссия. А не наоборот. Конечно, харизматичный лидер затрачивает меньше ресурсов для получения результатов.
Однако и административная система управления тоже успешно работает, особенно на технических производствах. С другой стороны, харизматическая система управления более хрупка, поскольку в центре ее стоит одна личность. Случись что с этой личностью – система может развалиться.
Миф 3. Эффективное руководство основано на контроле, принуждении и манипуляциях
Отнюдь. Самое эффективное руководство основано на личном примере, умении воодушевить, уважении и умении быстро принимать решения. Лидерство больше работает на будущее, чем на прошлое. «Лидер, тот за которым вы идете туда, куда сами бы пойти не отважились».
Главные функции лидера – Спаси и Сохрани, Накорми и Обогрей, Рассуди и Направь (А.Калабин). И базируются они на основных человеческих инстинктах: самосохранения и выживания.
Люди следуют за лидером потому, что они разделяют его видение и цель… Хороший лидер помогает людям стать лучше, чем они есть. Он создает рабочую атмосферу, которая привлекает, держит и мотивирует работников.
Миф 4. Лидер – человек высокой должности/ранга/звания/титула
Истинное лидерство не базируется на должности. В его основе – деятельность, эффективность и возможности. Многие из нас были свидетелями, когда «лидеров» просто назначали на эти роли, что деморализовало людей и наносило ущерб бизнесу.
Лучшие компании стараются выявить и вырастить столько лидеров, сколько это возможно. «Гор и партнеры» практикуют «естественное руководство примером». Они не назначают лидеров. Они позволяют им самим выйти наверх. Людей притягивает к тем, кого они уважают, кто может быть примером, у кого они могут учиться и кому подражать.
Миф 5. Хорошие лидеры имеют более высокий уровень образования, чем другие люди
Нет никакой связи между количеством дипломов, их престижностью и уровнем лидерских качеств. Когда дело доходит до руководства людьми, лучший учитель – только опыт, лучший двигатель – воля.
Как говорят, - формальное образование позволит Вам заработать на пропитание; самообразование принесет Вам деньги, а воля – власть.
Как известно, самые известные гуру бизнеса и политики не всегда даже заканчивали университет. Они полагали, что «в бизнес-школах строят замечательные модели несуществующего мира» (П.Друкер). Учение – это изучение правил. Опыт – изучение исключений. Великие лидеры устанавливают свои правила.